горячая линия 8(812) 920-83-72
16 Защита прав потребителей. Юридическая помощь в возврате денежных средств. Телефон:8(812) 920-83-72
Досудебная и судебная независимая потребительская экспертиза при Союзе потребителей РФ.
Юридическая помощь в возврате денежных средств за некачественные товары и услуги.
Звоните по телефонам:
(812) 920-83-72; (812) 327-80-32

14.07.2015

Замечания СПРФ к законопроекту «О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекс РФ об административных правонарушениях»

Предлагаемым законопроектом устанавливается ряд обязанностей хозяйствующих субъектов в сфере дистанционной торговли в сети Интернет, связанных с особенностями продвижения и реализации товаров (работ, услуг) лицами, выполняющими посреднические функции.

Союз потребителей РФ в целом поддерживает данный законопроект, отмечая актуальность проблемы и полагая необходимой правовую регламентацию обязанностей хозяйствующих субъектов по надлежащему информированию потребителей на интернет-сайтах. Однако, нам представляется ошибочным подход к правовому регулированию путем введения в круг субъектов ответственности такого лица, как «поставщик», под которым понимается лицо, имеющее информационный ресурс в сети интернет и от своего имени или по договору с продавцом (изготовителем, импортером, исполнителем) размещающее предложение товаров (работ, услуг) и обеспечивающее прием заказов на них.

Прежде всего, не оправдано использование понятия «поставщик», которое подменяет субъектный состав лиц в отношениях по договору розничной купли-продажи, бытового подряда или возмездного оказания услуг. Устоявшееся в гражданских правоотношениях понятие «поставщика» традиционно используется для обозначения стороны, поставляющей товары по договору поставки, относящемуся исключительно к сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, однородность понятий «продавец» и «поставщик», схожесть их договорных обязательств в общепринятом понимании может создать системные противоречия при прочтении Закона рядовым потребителем.

Во-вторых, сущность отношений, возникающих между лицом, владеющим интернет-сайтом для приема заказов (обладающим правами администратора доменного имени) и/или принимающим денежные средства от граждан в счет оплаты товаров (работ, услуг), и непосредственным продавцом (исполнителем), подпадает под регулирование норм главы 52 ГК РФ (а также, соответственно, норм главы 49 и главы 51 ГК РФ), в зависимости от того, совершаются ли ими эти действия от своего имени, но по поручению и за счет непосредственного продавца (исполнителя), или от имени продавца и за его счет.

Деятельность лиц в сфере дистанционной торговли по продвижению товаров (услуг), приему заказов и платежей в существующей системе гражданско-правового регулирования кардинально не отличается. Такая деятельность фактически является агентской, а указанные лица – агентами, в связи с чем, целесообразнее и использовать такое понятие в рамках правового регулирования вместо понятия «поставщик». Другим доступным для понимания альтернативным понятием может быть «посредник».

В-третьих, представляется, что декларируемые задачи законопроекта могут быть решены и иным путем, без внесения изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей». Достаточно внести изменения и дополнения в «Правила продажи товаров дистанционным способом», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. №612, в части регламентации требований к реализации товаров (услуг) посредством интернет-сайтов, информации, размещаемой на интернет-сайте, независимо от участия в этой деятельности лиц, выполняющих агентские функции, поскольку разделение их гражданско-правовой ответственности как перед контрагентами, так и перед потребителями в достаточной степени урегулировано гражданским законодательством. В этом случае вопросы административной ответственности следовало бы отнести к нарушениям указанных Правил.

Источник:souz-potrebiteley.ru

Добавить коментарий

Яндекс.Метрика