горячая линия 8(812) 920-83-72
16 Защита прав потребителей. Юридическая помощь в возврате денежных средств. Телефон:8(812) 920-83-72
Досудебная и судебная независимая потребительская экспертиза при Союзе потребителей РФ.
Юридическая помощь в возврате денежных средств за некачественные товары и услуги.
Звоните по телефонам:
(812) 920-83-72; (812) 327-80-32

24.07.2024

С 25 июля 2024 года банки будут обязаны вернуть гражданам похищенные мошенниками деньги

Закон № 369-ФЗ направлен на совершенствование механизма противодействия незаконным переводам денежных средств (антифрод). Согласно изменениям, банк отправителя должен будет вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента-физлица в следующих случаях:

  • если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России. Для исключения из нее регулятор утвердил отдельный порядок, который начнет действовать с 27 июля 2024 года;
  • если кредитная организация не направила гражданину уведомление о совершении перевода без согласия клиента. Признаки такого перевода сейчас установлены в приказе Банка России от 27 сентября 2018 г. № ОД-2525. Однако, с 25 июля 2024 года в силу вступит приказ Банка России от 27 июня 2024 г. № ОД-1027, добавляющий три новых критерия мошеннического перевода;
  • если банковская карта была потеряна или ею воспользовались без согласия владельца и он уведомил банк об этих фактах (в этом случае срок для возврата международного перевода – 60 дней).
ВАЖНО Теперь проверять денежные переводы будут не только в банке отправителя, но и в банке получателя средств. Для возврата денежных средств клиенту необходимо отправить уведомление в банк-отправитель денежных средств. Его форма предусматривается в договоре между клиентом и кредитной организацией. После его получения банк обязан в течение 30 дней вернуть клиенту всю сумму, переведенную без его добровольного согласия. Таким образом, получение денег от мошенников становится проблемой банка, а не его клиента.

"Грядущие изменения в Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее – Закон № 161-ФЗ) являются значительным шагом в направлении улучшения защиты прав клиентов банков. Введение обязательного возврата украденных средств в течение 30 дней повышает ответственность банков и усиливает доверие населения к финансовой системе. Однако для успешной реализации этих изменений потребуется значительная работа по улучшению систем безопасности и совершенствованию внутренних процедур банков", – подчеркивает директор центра противодействия мошенничеству компании "Информзащита" Павел Коваленко.

Кроме того, банки и платежные системы обязали проверять подозрительные операции и приостанавливать явно мошеннические действия между счетами физлиц, даже если имеется согласие клиента. Кредитные организации смогут замораживать такие операции на 2 дня. Если клиент принял такое решение не под давлением мошенников и не изменил его через двое суток, деньги перечислят автоматически. "Закон дает гражданам два дня в качестве "периода охлаждения". Он выглядит достаточно разумным. Однако если речь о легальном переводе, ошибочно сочтенном подозрительным, – это довольно долго, поскольку деньги "нормальному" получателю могут требоваться немедленно. С другой стороны, мошенники могут держать свою жертву в состоянии измененного сознания гораздо дольше, чем два дня", – считает юрист по банкротству физлиц компании "Финансово-правовой альянс" Евгения Боднар.

Кредитные организации также должны будут отключать дистанционное обслуживание мошенника при наличии информации от МВД России о совершенных им противоправных действиях. "Опять же встает вопрос оперативности обмена информацией между Банком России и органами МВД России для целей наполнения соответствующей базы данных. В какой момент органы полиции будут направлять данные о получателях денежных средств и используемых ими устройствах? В момент возбуждения уголовного дела? Проведения доследственной проверки? После признания лица подозреваемым/обвиняемым? Или после вынесения приговора суда? Все эти действия в уголовном процессе очень растянуты во времени. А отсутствие таких сведений в базе данных регулятора при совершении проверки подозрительной операции со стороны банка плательщика исключает ответственность такого оператора и возможность для клиента обратиться за возвратом денежных средств", – обращает внимание управляющий партнер Адвокатского бюро города Москвы "Щеглов и Партнеры", адвокат Юлия Лялюцкая. Директор департамента правового сопровождения, комплаенс, финансового мониторинга и информационной безопасности Банки.ру Мария Князева считает, что было бы целесообразно предусмотреть упрощенный порядок возбуждения уголовных дел по признакам мошенничества для банков, чтобы уже они, а не физлица, могли обращаться в правоохранительные органы за взысканием сумм в связи с мошенническими действиями.

Возможный минус ожидаемых нововведений – ошибочная блокировка обычных денежных переводов, в результате которой могут пострадать добросовестные граждане. Например, банк отклонил платеж клиента за покупку авиабилета, так как посчитал операцию подозрительной. Клиент в то же время думал, что оплата прошла, но после обнаружения отклонения операции он не смог вылететь и купить билет по той же цене. В результате действий оператора клиент понес дополнительные расходы. Однако взыскать убытки он не сможет, поскольку это прописано в законе: "оператор не несет ответственности перед клиентом за убытки" (п. 3.14., ст. 1 Закона № 369-ФЗ), – считает руководитель налоговой практики юридической компании Bishenov&Partners Оксана Соболева.

Источник: Гарант

Добавить коментарий

Яндекс.Метрика