горячая линия 8(812) 920-83-72
16 Защита прав потребителей. Юридическая помощь в возврате денежных средств. Телефон:8(812) 920-83-72
Досудебная и судебная независимая потребительская экспертиза при Союзе потребителей РФ.
Юридическая помощь в возврате денежных средств за некачественные товары и услуги.
Звоните по телефонам:
(812) 920-83-72; (812) 327-80-32

Как маркетологи «разводят» абонентов сотовой связи

Маркетологи при разработке тарифных предложений изначально закладывают в них различные «крючки». Вы все прочитали, все поняли, подключились, пользуетесь, однако при этом переплачиваете. Почему подобное происходит?

Пресловутый «мелкий шрифт»

Оператор обязан указать все данные о тарифном плане, однако, когда вы заходите на сайт, там опубликованы основные параметры — этого много, того много, а это вообще бесплатно, цена такая-то. При этом все детали публикуются в виде PDF-файла, который надо скачать по едва заметной ссылочке. В самом документе содержится две страницы убористого текста и дюжина сносок, в которых разъясняются все особенности тарифа. Например, заявляется, что он действует по всей России, а на самом деле в списке куча исключений, вроде Крыма и Дальнего Востока.

Оператор заявляет, что тариф действует по всей России, но на деле оказывается, что в вашем регионе он недоступен.

Лимитирование

Опять же, какой-нибудь тариф или опция рекламируются под соусом бесплатного трафика. При внимательном же рассмотрении оказывается, что имеется в виду, скажем, 20 минут в день и 200 минут в месяц. Когда же речь заходит об интернете, то после превышения лимита оператор либо значительно режет его скорость (до 64 или даже 16 Кбит/с), либо нужно доплатить за дополнительный объем трафика. А как же безлимитка? А вот, пожалуйста, мы сохранили для вас безлимитный доступ к «Википедии».

Степ-тарификация

Одно из самых больших зол, призванное заставить абонента почувствовать, что он всех перехитрил и платит меньше, чем мог бы. Смысл в том, что первая минута стоит дороже, чем вторая, вторая — чем третья, и так далее. Сегодня чаще всего применяется ловушка «Первая минута платная, остальные бесплатные». Хитрость в том, что средняя продолжительность разговора составляет всего 70 секунд. И даже если вы думаете, что болтаете гораздо дольше — вы просто забываете о большом количестве вызовов типа: «Ты где? — Я скоро» или «Ой, я не могу говорить, перезвоню», плюс банальные обрывы, когда перезванивать приходится по 5 раз. В памяти человека такие разговоры не удерживаются, а вот биллинговая система оператора исправно списывает средства каждый раз — так что считайте, что вы платите именно по самому дорогому тарифу первой минуты. Всегда.

Средняя продолжительность разговора по мобильному — 70 секунд. Если вы платите только за первую минуту разговора, считайте, что вы платите всегда.

Округление

Несколько лет назад практически все звонки у всех операторов тарифицировались посекундно, начиная с 61-й секунды. То есть, учитывая «золотое сечение» в 70 секунд, такой подход был оптимальным. При этом уже тогда никто не был внакладе, поскольку межоператорские взаиморасчеты (так называемый «интерконнект» по 95 копеек за минуту) раcсчитывается посекундно, что и позволяет операторам в ряде регионов предлагать звонки на все сети, скажем, копеек по 70 или даже по 60. Казалось бы, демпинг! Но ведь теперь звонки и вовсе оплачиваются почти всегда поминутно с округлением в большую сторону, что сразу увеличивает затраты абонента на 30% по сравнению с «посекундкой» с 61-й секунды, не говоря уже про первую. Причем по закону оператору обязаны предлагать хотя бы один посекундный тариф. И они есть, только минута стоит на них рубля три. Такой вот саботаж. И вот результат: вы проговорили 1 минуту 10 секунд, заплатили как минимум 1,20 рублей, а то и 1,40 — это, подчеркнем, минимальные тарифы в регионах, и то зачастую это удельная стоимость в рамках пакета, а не цена «по одной». Оператор потратил на это 1 рубль 11 копеек, то есть даже при такой цене не сработал в убыток. А на внутрисетевых звонках себестоимость вообще стремится к нулю, и по ним маржа операторов максимальна. Именно поэтому они так активно продвигают всякие «внутрисетевые безлимитки»: даже если вы купите сим-карты всех операторов и будете звонить только внутри сети каждого из них, вам скажут только спасибо. Не забывайте: владельцев «зоопарка сим-карт» не так уж и много, и когда кто-то звонит из другой вам, ваш оператор на этом тоже зарабатывает.

Пакетирование

Пакетные тарифы операторы любят особенной любовью и неспроста. Они формируются таким образом, чтобы вы, дорогой абонент, обязательно переплатили за что-нибудь ненужное, и при этом вам бы не хватило нужного. Например, хотите 5 ГБ интернет-трафика? Окей, супер, но это только на тарифном плане с 1500 включенными минутами и 3000 СМС. Много? Окей, вот тариф с 250 минутами, но интернета будет 1 ГБ, купите еще опцию дополнительно, и, опять же, вот вам 500 СМС. При этом средний абонент расходует 300 минут, 50 СМС и 1,5 ГБ трафика, и таких вот предложений нет ни у кого: вы обязательно купите лишнего, либо будете потом платить за перерасход.

Тарифные опции

Опции — излюбленный способ дополнительного заработка. Тут ситуация такая же, как и с тарифами. Абонент думает, что после подключения опции нужная ему услуга будет стоить дешево и поэтому он будет ею активно пользоваться. На самом деле получается чаще всего так, что «дешевая» услуга  (например, скидки на звонки по межгороду, роуминг или какой-нибудь контент вроде мобильного телевидения) используется редко и абонентская плата за нее съедает всю экономию. Либо же абонент, наоборот, увлекается, быстро расходует весь трафик по опции и начинает платить повышенную цену (например, это часто бывает с мобильным интернетом). Особую осторожность нужно проявлять с опциями, которые подразумевают списание абонентской платы только в те дни, когда ими пользуешься, и при этом плата существенная и включает какой-нибудь пакет. Нередко выходит так, что ты начинаешь пользоваться опцией почти каждый день (ведь это же дешево, 20 рублей всего!), трафика расходуешь меньше, чем включено, а потом выясняется, что заплатил за месяц гораздо больше, чем если бы купил пакет для тех, кто пользуется услугой постоянно.

Экономя на дешевых опциях, вы платите слишком много за основные услуги, которые используете гораздо чаще.

Опции с сюрпризом

Это примерно как «Вся Россия» без нескольких важных регионов, только еще хитрее. Смысл в том, что какая-нибудь услуга в рамках опции при определенных условиях ограничивается. Скажем, есть у вас пакет минут, действующий на всю Россию в поездках по стране. Типа, безроуминговое пространство. И вы привыкли звонить из Москвы в Самару по местному тарифу. И, поехав в Самару, или в Нальчик, или в Выдропужск, вы все равно звоните в Москву по местному тарифу из пакета. А в Самару уже нет! 10 рублей за минуту с вас, господин путешественник. Минуты ваши в поездках по России начинают действовать только для звонков в домашний регион.

Автоотключение опций

Некоторые опции не имеют автопродления и действуют, скажем, неделю или месяц. Забыли проследить и подключить снова? Платите дороже. А бывает и так, что то ли из-за «глюков» биллинга, то ли из-за злого умысла операторов — доказать тут что-то сложно — подключенная опция внезапно отключается и, скажем, ваш доступ в интернет внезапно начинает тарифицироваться помегабайтно, за пару минут «сжигая» все деньги на счете. Если позвонить в колл-центр, то вам скажут, что это вы сами отключили опцию такого-то числа в такое-то время. Может, вы были пьяны, а может, у вас кто-то на пару минут взял телефон и поиграл с ним, а может, у вас вирус — докажите, что не верблюд. Доказать, в общем-то, никак нельзя, а в суд подавать ради пары сотен рублей мало кто готов, и опять же, какие ваши доказательства? Особенно обидно, если при этом был подключен «Автоплатеж».

Опции отключаются сами по себе, и доказать, что вы ни при чем, крайне сложно!

«Автоплатеж»

«Автоплатеж», кстати, тоже опасен. Так бы у вас в случае чего просто заблокировался бы номер, и дальнейшие списания за что бы то ни было не происходили бы. А с привязанной банковской картой деньги списываются бессистемно, и контролировать их сложно. Особенно если карта кредитная: бывает, что вы только-только наскребли денег, чтобы закрыть овердрафт, ибо уже настал крайний срок, а тут р-р-р-аз — и еще минус тысяча рублей.

Автопополнение дополнительных кошельков

Такая же ситуация с автопополнением различных дополнительных «кошельков» вроде «Мобильного билета»: почему-то им отдается приоритет, и пополнение «доверху» с основного счета производится чуть ли не каждый день. Даже когда вам это не нужно и остается совсем немного денег на основные услуги. Поэтому, чтобы не было лишних сюрпризов, такие вещи лучше отключить.

Яндекс.Метрика