горячая линия 8(812) 920-83-72
16 Защита прав потребителей. Юридическая помощь в возврате денежных средств. Телефон:8(812) 920-83-72
Досудебная и судебная независимая потребительская экспертиза при Союзе потребителей РФ.
Юридическая помощь в возврате денежных средств за некачественные товары и услуги.
Звоните по телефонам:
(812) 920-83-72; (812) 327-80-32

19.10.2022

Как дольщику получить деньги за квартиру с дефектами, объяснил Верховный суд

Исключительно важное решение для будущих и нынешних новоселов обнародовал Верховный суд РФ. Он изучил материалы спора жительницы Барнаула, которая вложила средства в будущую квартиру еще на стадии строительства, с компанией застройщика.

Гражданка до последнего была уверена в том, что получит такую квартиру, какую она видела на картинке, показанной будущему владельцу в офисе застройщика. Но спустя полтора года действительность оказалась очень далекой от того, на что гражданка рассчитывала. И чтобы квартира была такой, в которой можно хоть как-то жить, ей, как выяснилось, надо вложить еще дополнительно немалые средства.

Застройщик, сдав жилье и получив деньги, не пожелал больше общаться со своим бывшим клиентом, уж тем более - платить. И владелице квартиры пришлось судиться и дойти до Верховного суда, чтобы возместить дополнительные расходы. Об этой правовой коллизии рассказал портал "Право ru".

Верховный суд РФ разъяснил, что по правилам должно содержаться в аналогичных исках потребителей.

История этого иска началась с того, что наша героиня вложилась в долевое строительство. Взамен за свои деньги она должна была получить двухкомнатную квартиру в Барнауле. Она ее и получила. Но когда дольщица пришла принимать квартиру вместе с экспертами, те выяснили, что в "двушке" есть множество строительных дефектов, а на их устранение новоселу придется потратить дополнительно больше четверти миллиона рублей.

Компенсировать эти расходы застройщик отказался, а платить из своего кармана наша героиня не захотела. В итоге она обратилась в суд с иском о взыскании убытков, компенсации морального вреда в размере 5000 рублей к застройщику. Также дольщица потребовала штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 133 659 рублей, положенный ей по Закону "О защите прав потребителей".

Иск рассматривал Индустриальный райсуд Барнаула. И он частично удовлетворил требования владелицы квартиры. По решению суда, гражданке полагались 262 319 рублей для устранения строительных недостатков, компенсация морального вреда в 3000 рублей, штраф в 70 000 рублей плюс расходы на досудебные исследования и расходы на представителя.

Строительная компания обжаловала решение в Алтайский краевой суд. И тот изменил решение райсуда. Коллегия краевого суда решила, что гражданка не доказала факт обращения к застройщику с заявлением о добровольном удовлетворении требований в досудебном порядке, а сразу пошла в суд. А это значит, что с компании нельзя было взыскать штраф за несоблюдение требований потребителя. Теперь с таким решением не согласилась уже наша героиня и оспорила решение краевого суда в Верховном суде РФ.

Спор рассмотрела Судебная коллегия по гражданским делам ВС и со ссылкой на постановление своего же Пленума "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" напомнила коллегам - взыскание штрафа при удовлетворении требований потребителя - это обязанность суда. При том условии, что истец не отказался от иска в результате добровольного удовлетворения его требований ответчиком при рассмотрении дела. А поскольку гражданка от своих требований не отказывалась, то суд не мог отказать ей во взыскании штрафа.

Также ВС раскритиковал и вывод апелляции о необходимости соблюдения досудебного порядка в подобных спорах. Верховный суд напомнил: ни закон об участии в долевом строительстве, ни Закон "О защите прав потребителей" не предусматривают такой обязанности дольщика перед предъявлением иска. Кстати, была еще одна претензия ВС к решению апелляции: этот суд никак не мотивировал необходимость выхода за пределы требований, заявленных застройщиком. Компания не оспаривала право бывшей клиентки на штраф, а лишь просила снизить его размер.

"В случае выхода за пределы требований, содержащихся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции обязан указать мотивы, по которым он пришел к выводу о необходимости выхода за пределы этих требований", - напомнил Верховный суд и велел рассмотреть вопрос штрафа заново.

Добавить коментарий

Яндекс.Метрика