горячая линия 8(812) 920-83-72
16 Защита прав потребителей. Юридическая помощь в возврате денежных средств. Телефон:8(812) 920-83-72
Досудебная и судебная независимая потребительская экспертиза при Союзе потребителей РФ.
Юридическая помощь в возврате денежных средств за некачественные товары и услуги.
Звоните по телефонам:
(812) 920-83-72; (812) 327-80-32

28.09.2015

Бензоколонки предлагают оборудовать фискальными счетчиками

Автомобилисты просят Минфин защитить их от обмана со стороны заправок и оборудовать бензоколонки фискальными устройствами. С соответствующим предложением в министерство обратился координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов (текст заявления есть в распоряжении «Известий»). Автомобилисты отмечают, что на недолитом бензине заправки могут зарабатывать до 300 млрд. рублей в год. При этом в 80% случаев недобросовестными трейдерами становятся мелкие, не сетевые топливные компании, пишут «Известия».

«Со мной случился неприятнейший инцидент, который, к сожалению, ежедневно происходит со множеством водителей в нашей стране. А именно, мне недолили топливо на заправке. При этом если большинство заправок грешат на 1–2 л, на той АЗС, на которой заправлялся я, мне недолили около 10 л. В итоге в бак, физический объем которого 60 л, якобы влезло 70 л с учетом топлива, которое имелось в баке на момент начала заправки. Я вызвал полицию и в течение четырех часов разбирался с ситуацией. Оказалось, что обычный водитель даже с помощью полиции не может сделать ровным счетом ничего», — приводит в пример свою историю Шкуматов.

Как выяснилось, «водитель не может доказать очевидный факт обмана и мошенничества даже при том, когда в бак налили топлива якобы больше, чем его физический объем», – пишет Шкуматов. Причин для этого несколько.

«Во-первых, бак у автомобиля и топливная система не сертифицированы на измерение объема. Во-вторых, нет никаких юридически значимых доказательств по факту наличия топлива в баке на момент начала заправки. Также аналоговая стрелка индикатора уровня топлива на приборной панели не показывает точного значения объема в баке», — поясняет он.

В своем обращении в Минфин Шкуматов объясняет схему, как на заправках обманывают автомобилистов.

«Сейчас никто не подкручивает топливораздаточную колонку. Она отмеряет правильный объем топлива, и их на этом не поймаешь. Махинации осуществляются на уровне программного обеспечения, — говорит он. — Автомобиль подъезжает на заправку, водитель заказывает 20 л топлива. Оператор указывает в программном обеспечении также 20 л топлива. В свою очередь, модифицированное программное обеспечение заливает в бак 18 л. На индикаторах же отображается 20 л, то же показано и в чеке.

«Схема рабочая, так как чтобы доказать факт массового обмана, надо выкачать весь резервуар на АЗС и измерить его объем, а потом сравнить сумму по чекам, сколько бензина было продано. Я не знаю ни одного случая, чтобы проверка так серьезно подходила к своим обязанностям. Также эту схему невозможно вскрыть путем измерения объема топлива, которое выдает топливораздаточная колонка. Так как колонка выдает правильный объем. Приплюсовка идет потом в чеке с использованием модифицированного программного обеспечения», — возмущается он.

Шкуматов убежден, что для решения сложившейся проблемы необходимо оборудовать топливораздаточные колонки фискальными счетчиками. Поддержать эту идею он просит Минфин.

«Колонка должна «помнить», сколько литров она выдала в конкретной заправке конкретного автомобиля. После заправки устройство с фискальной памятью должно печатать фискальный топливный чек для водителя, сколько литров ему было реально заправлено в бак. Это поможет полностью ликвидировать мошенническую схему на уровне ПО оператора колонки, когда вместо заправленных 18 л в чеке показывается 20», — считает он.

В свою очередь, президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша считает, что фискальные счетчики не спасут автомобилистов от обмана.

— Согласно правилам технической эксплуатации заправок, установлены минимально допустимые погрешности — порядка 50 мл на 10 л. Все колонки внешне проверены, и формально всё правильно. А как на деле ведут себя недобросовестные трейдеры, необходимо разбираться, — отметил Аркуша. — К тому же даже если установить фискальные регистраторы, то владельцы заправок также смогут подкручивать их показания в свою пользу.

Председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев считает, что проблема недолива бензина возникает на четверти АЗС.

— В Москве и Московской области проблем с недолитым бензином в три раза меньше, чем в других регионах. Причем в 80% случаев это мелкие несетевые АЗС, расположенные в некрупных городах, — пояснил Канаев. — Чтобы не допустить обмана, каждый автомобилист может попросить предоставить ему мерник. На любой АЗС он должен быть. И если будет несоответствие, то необходимо вызывать Роспотребнадзор и требовать провести проверку.

При этом, по словам Канаева, максимальный недолив на заправках, в среднем по стране, составляет 5 г с одного литра.

— Недолив — стандартная масса для того, чтобы избежать недосдачи. Потому что в бензине используются эфиры, которые быстро испаряются, — сказал он.

Юрист, партнер компании «Найдем адвоката» Константин Питаев отметил, что на данный момент единственный вариант обезопасить себя — заправляться самому без помощи сотрудника АЗС, используя при этом или канистру точного объема, или пустой бак автомобиля.

— Доказать факт недолива топлива и мошенничества можно только «по горячим следам», да и то не всегда. Необходимо незамедлительно обратиться в полицию. Дежурная группа на месте зафиксирует все следы, чтобы доказать вину АЗС. Если же обратиться в органы не сразу, то на заправке уже ничего не докажешь. И топливная аппаратура будет перенастроена, персонал (кассир, заправщик) будут отрицать абсолютно всё, — поясняет Питаев. — Существуют два однозначных способа доказать недолив топлива: при наполнении канистры определенного объема, когда точно известна ее вместительность, и при заправке полного бака автомобиля, если клиент знает, что объем бака составляет 50 л, а по данным АЗС уже влито 55 л.

Также юрист отметил, что возникают случаи, когда АЗС неисправны: в канистру или в бак вместе с бензином будут поступать пузырьки воздуха.

— Самый действенный способ проверить точность отпуска топлива — это провести контрольный замер мерным ведром — метроштоком. Его должны предоставить клиенту по первому требованию на любой АЗС. Если обратиться к закону, то данные деяния подпадают под статью 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей» (максимальный штраф для юрлиц за обсчет покупателя 50 тыс. рублей) или статью «Мошенничество» УК РФ, — говорит юрист. — Однако доказать сам факт обмана потребителя или факт мошенничества крайне сложно. Необходимы доказательства со стороны потребителя (вышеперечисленные способы), большое количество времени, которое будет потрачено на то, чтобы доказать вину АЗС, и огромное упорство. Соответственно, сложив все усилия, получаем логичный вопрос: во сколько же потребителю встанет недолитое количество топлива? Этим АЗС и пользуются.

В «Роснефти» (управляет бензоколонками BP) рассказали, что в компании существует система мониторинга операционной деятельности АЗС, которая позволяет контролировать как качество реализуемого топлива, так и корректную работу ТРК.

— При наличии сомнений в точности отпуска клиент всегда может потребовать проверить норму отпуска топлива с помощью имеющегося на АЗС образцового мерника, — пояснили в компании.

В Министерстве финансов РФ переадресовали Шкуматова в Роспотребнадзор.

— Обращение общества касается защиты прав автовладельцев от вероятных случаев обмана со стороны автозаправок, — пояснили в пресс-службе Минфина. — Речи не идет о возможности неправомерных действий заправок в отношении бюджета, например, их частичного ухода от налогообложения: т.е. если в чеке отражено 20 л, то и налоги уплачены с 20 л. Поэтому данная тема касается только защиты прав потребителей, а это зона ответственности Роспотребнадзора, а не Минфина России.

На запросы «Известий» не ответили в компаниях «Газпром-нефть», ТНК, «Лукойл».

Источник: Друг для друга 

Добавить коментарий

Яндекс.Метрика