горячая линия (812) 920-83-72
8 Телефон  «горячей» линии 920-83-72,  работает ежедневно с 09.00 до 21.00.   Мы также рады видеть Вас по адресу: наб. реки Мойки, дом 90, офис 403.   Предварительная запись по телефонам   314-76-53 и 315-03-38.

4.09.2015

Авиакомпаниям могут разрешить продавать несуществующие места в самолётах

Купленный авиабилет в скором времени может перестать быть гарантией того, что вы улетите по месту назначения на запланированном рейсе. Минтранс подготовил законопроект, легализующий возможность продажи большего числа авиабилетов, чем мест в салоне воздушного судна. К чему приведёт законодательное закрепление реализации «лишних» билетов, выясняли эксперты Общественной палаты РФ в ходе «нулевых чтений» законопроекта. Общественная экспертиза в очередной раз прошла на площадке пресс-центра «Парламентской газеты».

Овербукинг снизит стоимость билетов?

Законопроект Министерства транспорта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предлагает законодательно закрепить практику овербукинга (в переводе с английского - «сверхбронирование») и установить обязанность авиаперевозчика по выплате компенсаций пассажирам, если гражданин не может улететь по купленному авиабилету на рейсе из-за отсутствия мест. Пока в России федеральные авиационные правила разрешают продавать билеты лишь на реальные места в самолёте, однако неофициально отечественные авиакомпании всё же используют овербукинг, говорит заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Илья Белавинцев.

Саму продажу «двойных» билетов перевозчики списывают на технические ошибки при бронировании, при этом никакая компенсация пассажирам в таком случае сегодня не полагается. «Подготовленный законопроект пока является сырым, однако экспертное и общественное обсуждение поможет нам довести текст документа до идеала», - уверен он.

Илья Белавинцев напомнил, что овербукинг давно является международной практикой, поэтому при разработке можно учесть и ошибки, и удачные примеры из опыта других стран. «В любом случае, если мы хотим, чтобы отрасль развивалась, мы должны учитывать мировой опыт», - заявил представитель Минтранса. Практика продажи «лишних» билетов на авиарейсы сейчас существует в США, Европе, ОАЭ, Чили, Бразилии, Мексике и ряде других стран.Представители авиакомпаний заверяют, что законодательное закрепление продажи «лишних» билетов на авиарейсы поспособствует увеличению доступности авиационных перевозок. По данным директора департамента управления сетью и доходами ПАО «Аэрофлот» Александра Волощука, в среднем два процента пассажиров не являются на регистрацию рейса, ещё пять процентов «аннулируются» накануне вылета. Таким образом, авиакомпании несут убытки. «А от загруженности самолёта напрямую зависит цена авиабилета. Так что закрепление практики овербукинга будет выгодно не только компаниям, но и самим пассажирам», - заверил Александр Волощук. А размеры компенсации гражданам в случае невозможности вылета сопоставимы со стоимостью авиабилета, добавляет он.

От введения «лишних» билетов выиграют  только авиакомпании

«Более того, выплаты будут зависеть от времени ожидания пассажиром следующего рейса», - сообщил представитель Аэрофлота. Если ждать пришлось от 2 до 6 часов, заплатят 12 тысяч рублей; от 6 до 12 часов - 18 тысяч рублей; если ожидание продлилось от 12 до 24 часов - 21 тысячу рублей. А за сутки вынужденной задержки гражданин получит 28 тысяч рублей. «Таким образом, авиакомпании просто не заинтересованы в том, чтобы вылет пассажира не состоялся», - считает Александр Волощук.

Тем не менее эксперты не видят выгоды пассажирам от введения системы овербукинга. По данным исследования Экспертно-аналитического центра при Общественной палате РФ, легализация продажи «лишних» билетов может привести даже к удорожанию стоимости перелёта. «Вероятно, овербукинг поспособствует возникновению неофициальных схем бронирования билетов, к которым будут прибегать многие пассажиры, желающие избежать потери места в самолёте. Так что цена перелёта возрастёт», - предположил эксперт аналитического центра при Общественной палате РФ Кирилл Акимов.

Кроме того, пассажиры будут поставлены в неравные условия при принятии авиакомпанией решения о том, кто не полетит на конкретном рейсе. Получается, что приоритет получат граждане, которые смогли зарегистрироваться через Интернет, или те, кто приехал на регистрацию раньше.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячакобратил внимание на то, что положения законопроекта противоречат Конституции РФ в части ограничения прав пассажиров. Так, согласно главному закону страны, права человека могут быть ограничены законом в мере, необходимой для защиты здоровья, нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства. Однако продажа «лишних» авиабилетов такие цели, очевидно, не преследует. Повысить эффективность работы авиаперевозчиков можно и за счёт собственных резервов, считает Михаил Брячак.

«К примеру, в аэропорту работает, как правило, один или два заправщика топлива и цены от рыночных тут отличаются в разы. Кроме того, авиаперевозчики лидируют по количеству обслуживающего персонала на количество перевозимых пассажиров, стоит посмотреть на организацию работы внутри компаний. Всё это резервы для совершенствования деятельности компаний», - полагает депутат. Он напомнил, что овербукинг зародился на Западе в 1950-е годы, когда самолёты летали загруженными на тридцать-сорок процентов. Тогда эта мера могла быть оправданной, но сегодня реалии изменились.

Пассажир не должен оплачивать риски авиакомпаний

Но и на этом недочёты документа не заканчиваются. Принятие законопроекта об овербукинге закрепит односторонний отказ от исполнения обязательства авиаперевозчиком. Это будет противоречить общим принципам гражданского права, напоминает руководитель юридической службы Союза потребителей РФ Антон Недзвецкий. «Отказ пассажиру в посадке на рейс в условиях овербукинга может пониматься как незаконное ограничение авиаперевозчиком своей ответственности перед гражданином», - говорит эксперт.

Противоречит документ и Закону «О защите прав потребителей», ведь в нём закреплены права потребителей на информацию об услугах и положения об ответственности исполнителя за ненадлежащие сведения об услуге. Но из-за возможности сверхбронирования у пассажиров попросту не будет точной информации о времени и продолжительности полёта.

Эксперты убеждены, что пассажир не должен оплачивать риски авиакомпаний. Генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачёв отмечает, что государство и так слишком часто идёт на поводу у авиаперевозчиков. В частности, им уже разрешили нанимать на работу иностранных пилотов и ввести «несдаваемые» билеты. Собственно, и с предложением о введении овербукинга изначально выступил генеральный директор Аэрофлота Виталий Савельев на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым в марте этого года.

Законодательство и сейчас обеспечивает механизмы защиты авиаперевозчиков при продаже билетов. К примеру, компании могут продавать «невозвратные» билеты и устанавливать более высокую цену на «возвратные» билеты. Кроме того, Гражданский кодекс РФ чётко определяет фактические расходы перевозчика, понесённые в связи с отказом пассажира от перевозки. Так что закрепление практики продажи «лишних» билетов станет попросту избыточной мерой и неправомерным способом снижения риска перевозчиков, считают эксперты Общественной палаты. Ведь получается, что перевозчикам заранее будет известно о том, что на рейс продано больше билетов, чем есть мест в салоне самолёта. Это говорит об умышленном нарушении компаниями своих обязательств. Да и компенсация ситуацию не изменит, подчёркивает член Общественной палаты Магаданской области Валентина Липатова 

Источник: Парламентская газета

 

 

Добавить коментарий

Яндекс.Метрика